Notice: Constant SITEBANNERS already defined in /home/fata/public_html/etc/main.conf on line 30
Свадьба в селе Грузливец, Червоноармейского р-на, Житомирской обл.

Свадьба в селе Грузливец, Червоноармейского р-на, Житомирской обл.

Летом 1982 года, в очередной раз, нас пригласили играть на свадьбе в селе Грузливец, Червоноармейского района, Житомирской области. Геннадий с нами уже не играл. Вместо него играл Николай, он до этого момента уже купил электробаян. Состав группы был таков: Николай играл на электробаяне, Александр на бас - гитаре, Петр на ударнике, я на ритм - гитаре.
Аппаратуру перевезли грузовой машиной, а мы приехали легковым автомобилем Николая. Свадьбу обычно играли два дня. Первый день у невесты, второй у жениха.

14.00, суббота. Солнце в зените. Температура около 30 градусов по Свадьба в селе ГрузливецЦельсию. На улице в это время, редко кого увидишь, как будто все люди исчезли из села. Первое, что бросается нам в глаза, после того, как мы вышли из машины, это огромный «шалаш» (большая палатка, для приема гостей). Шалаш примерно на 200-250 человек. Аппаратуру перенесли в небольшую палатку, специально построенную для музыкантов. Хорошо, когда палатка уже собрана и накрыта. Бывали случаи, когда мы сами строили палатку, из чего попало, хозяева в это время были заняты другими делами.

До приезда молодых, а это примерно в 16.00 -17.00, мы должны установить аппаратуру и проверить ее. Дома сейчас находились только куховарки (повара) и мы, все остальные, уехали на роспись молодых.Печки, так называемые «буржуйки», установлены на улице. Куховарки поджаренные солнечными лучами и сваренные жаром печек, медленно, но уверенно готовят самые невероятные блюда. Приготовить 10—15 блюд, на 200-250 человек, на это нужно уменье и опыт. Таких специалистов в селе приглашают на каждую свадьбу.Мы установили колонки и подключили аппаратуру. Зазвучали первые аккорды, на полную мощность. Через несколько минут, появились первые зрители - дети. Они появились из - неоткуда и вскоре возле нас собралось около 15 человек. На нас наконец обратили внимание, куховарки. Они предложили нам покушать. Нам, после дегустации запахов, множества блюд, отказаться от обеда, было бы самоубийством.

Время 16.30. На перекрестке дорог, недалеко от нас, мы увидели несколько мужчин, со скамейкой. На скамейке лежит полотенце, булка хлеба и соль. Мужики приготовились встречать молодых, когда те будут ехать из росписи. Со стороны улицы, во двор, начали подходить приглашенные на свадьбу. Для них мы играем марш, за это нам «бросают» деньги.

На дороге мы увидели оживление и крики - Едут. Сопровождающий кортеж легковых автомобилей, начал сигналить. Сирены их можно было услышать в соседнем селе. Мы играем марш, а кортеж останавливается перед скамейкой с хлебом и солью. За проезд, мужики требуют самогон (водку) и закуску. После уплаты налога за проезд, кортеж подъехал к дому. Молодые проходят к дому, где их возле двери встречают отец и мать невесты. Над головой они держат коровай (хлеб, специально испеченный в печи для этой цели) и пропускают молодых в дом. За молодыми в дом проходят гости. После таких церемоний, молодые становятся мужем и женой.

Время 18.00. Гостей пока мало, это в основном родные, гости из далека, дружки и маршалки (свидетели), соседи. Мы играем разную музыку, но народ к танцам не расположен. В это время гостям уже хочется кушать, а еще не время. Соседи идут домой, чтобы «бросить в рот» хоть что - то. Гости из далека, предлагают помощь куховаркам, с тем расчетом, что там можно поживиться съедобным. Всех гостей в селе, обычно, приглашают на 16.00-17.00, но основная масса приглашенных, собирается примерно около восьми вечера. В других селах, вообще, после захода солнца. Так вот, если гости придут на свадьбу, раньше, да еще с порожними желудками, ждать первого захода за стол, придется в невыносимых муках, истекая слюной.

Время 19.00, Гости начинают, подходить на свадьбу. В саду, спрятавшись от уже не так палящего солнца, мужчины установили столы и скамейки, для игры в карты. Женщины сидят на скамейках, вокруг танцплощадки и слушают нашу музыку.Время к восьми. Гости почти все собрались. Во дворе места не хватает, гости стоят на дороге, в саду, на танцплощадке. В шалаше, на столах, уже все готово. Перечислить все блюда невозможно, вот некоторые из них: салат оливье, сельдь под шубой, свежие огурцы и помидоры, салат из свежих огурцов и помидор, в сметане, мясо печеное в печи, колбаса домашняя, копченая, несколько сортов магазинной, колбасы, голубцы, горячая, толченая картошка с куриным мясом, котлеты, рыба жаренная и т.д. и т.п. Примерно, через полтора метра, на столах, трехлитровый графин с самогоном. Через пол метра, бутылка пива, несколько бутылок сладкой воды. В графинах компот из сухофруктов. Свадьба в селе Грузливец

Время 20.30. Все гости в ожидании команды «за стол». К нам подходит старший сват и по микрофону дает долгожданную команду, заходить в шалаш и садиться за столы. В первую очередь в шалаш проходят жених и невеста, за ними свидетели, молодежь, а потом все остальные. Все заняли места за столами, накладывают в подставные тарелки закуску, наливают в стограммовые граненые рюмки, самогон. До момента поздравления родителями молодых, никто не кушает, не пьет. Вот родители, держа в руках рюмки с особой водкой, из графина с красной лентой на горлышке, благословляют молодых на долгую и счастливую жизнь. Наконец-то!!! В шалаше тишина… Слышен только стук вилок о тарелки и звон рюмок, Одна рюмка, вторая рюмка, третья. Шум в шалаше надвигается в геометрической прогрессии, в зависимости от выпитых рюмок. Нас пригласили за стол в шалаше, возле выхода. Мы обычно сами так садимся, чтобы успеть выбежать и сыграть марш, опоздавшим гостям.

Прошло полтора - два часа, до того момента, как первые гости вышли из-за стола. Мы уже давно готовы играть. Наша ритмичная музыка, подняла основную массу приглашенных, на танцплощадку. Танцплощадка заполнена до отказа молодежью. Люди среднего возраста, заняли сидячие места вокруг площадки. Старики сидят в шалаше и делятся своими первыми впечат­лениями о происходящем.На улице уже темно, солнце давно спряталось за горизонтом. Наконец, впервые, за весь жаркий день, дунул прохладный ветерок, освежая танцующих, В такое время, на свадьбу танцевать приходят молодые люди и из других сел. На свадьбе молодежь знакомится, танцует, просто слушает музыку. Кто - то из молодых хозяев свадьбы, выносит на дорогу водку и закуску, для не приглашенной молодежи. Танцы в разгаре, молодежь в экстазе. Мы выкладываемся «на полную катушку». Именно в это время, после первого захода за стол, у людей определяется впечатление о нашей игре.

Время 23.30. К нам подходит старший сват и сообщает о том, что пора опять занимать свои места за столами. Мы играем марш за стол. Танцплощадка опустела. Обычно, за вторым заходом, приглашенные дарят молодым подарки. Близкие родственники, проходят в шалаш с большими пакетами, коробками, свертками. Нам необходимо быстренько перекусить, чтобы успеть до начала дарения. Примерно, после 3-5 выпитых рюмок (мы приняли «на грудь», по 2 рюмки), заходят родители невесты с большими коробками, сумками, ближе к молодым. Мы идем к инструментам.

Возле стола молодых, начинается долгое, для молодежи нудное действие. Старший сват, в одной руке держит трехлитровый графин с самогоном, в другой рюмку, и громко на весь шалаш, объявляет, что родители жениха, хотят поздравить молодых с законным браком, и подарить подарок. Мы, заглядывая в шалаш и прислушиваясь к происходящему, играем марш родителям жениха. Родители подходят к молодым и желают им счастья и долгих лет жизни. После этого дарят им сберегательную книжку на две тысячи рублей. Сват угощает родителей самогоном, а родители невесты, обратно, дают отцу жениха рубашку, а матери сарафан. Следующих, сват приглашает братьев, сестер молодых и так далее. После каждого подарка молодым, родители невесты, дарят подарки дарившим. Мне до сих пор непонятен такой обычай. Получалось, что после свадьбы домой, приглашенные уходят с подарками. Если в шалаше приглашенных 200-250 человек, так такое действие происходит два - три часа. Но вот, наконец, все приглашенные подарили подарки, пожелали молодым счастья.

Свадьба в селе ГрузливецВ это время, в темном месте, за шалашом, молодые парни, лет 20-25, готовят какое то сооружение. Действие такое называют - «ввести коня в шалаш». Конь этот мнимый. Ребята берут деревянную лестницу и кладут ее трем парням на плечи, так чтобы можно было четвертому сесть на лестницу верхом, как на лошадь. Лестницу накрывают покрывалами или чем другим, чтобы спрятать под лестницей ребят. Из-за покрывал видны только ноги, а все остальное закрыто. Всадника разукрашивают до неузнаваемости. До этого, в корзину для подарков молодым, кладут глину, живую курицу, дрова и еще много разных вещей. Под лестницей, один из троих, берет с собой чистое ведро. Такой «конь», сразу, после последнего дарившего подарок, заходит в шалаш. Верхом на «коне» всадник, с подарками для молодых. Конь, длинной метра два с половиной, подходит к столу, где сидят молодые. Всадник, в стихах, начинает поздравлять жениха, а потом невесту и дарить им подарки. Стихи, обычно вульгарные, но они народу нравятся. После двух подарков, конь начинает подбрасывать всадника. Всадник кричит - «Конь пить хочет». А из под покрывала к столу, один из парней подносит ведро. В ведро из графинов наливают самогон. Потом опять, всадник дарит подарки. И так пока, в ведре не наберется литров шесть - восемь самогона. Конь медленно выходит из шалаша. Ребята растворяются в темноте. Обычно, с ведром водки, ребята выходят на дорогу и угощают всех желающих. До этого, другие ребята, взяли закуску.

Время 2.00 ночи. Мы играем танцевальную музыку. Гости постарше, уходят домой. Гости среднего возраста, пока еще танцуют вместе с молодежью. Но вот, что-то случилось! Сваты и несколько мужчин, лет 35-40, побежали на дорогу. На дороге видно какие-то резкие движения молодых парней. А! Это драка, ничего страшного, обычное дело на любой свадьбе. Вот, мимо нас, проходит свидетель, с разорванной рубашкой, с разбитым носом, с которого кровь течет не останавливаясь. Мы, не успели доиграть до конца одну песню, как закончился весь этот шум. Сваты попались, резкими мужиками, быстро молодежь построили. На танцплощадке танцующие ведут себя раскованно, свободно, сказывается количество выпитого самогона.

Время 3.30 ночи. Все старшие гости давно разошлись. На танцплощадке человек двадцать, молодых людей. Нам давно пора заканчивать играть, но молодежь просит еще сыграть пару песен. Мы объявили, что танцы закончены и пригласили всех на завтра, то есть сегодня, на вечер к молодому. Молодежь медленно, с неохотой, начали расходиться. Все вокруг стихло, мы отдыхаем и одновременно собираем аппаратуру. На свадьбе только куховарки и музыканты. Все, как в начале свадьбы. Куховарки убирают столы, моют посуду, мы заносим всю аппаратуру в дом. Колонки в веранде, остальное в доме. Хозяйка свадьбы и куховарки, приглашают нас за стол, перекусить. Мы садимся за стол, а за столом все самое лучшее, что было на свадьбе. Ну, как при такой закуске не выпить. Опять пару рюмок самогона куховарки запели. Что за песня, без баяна. Николай идет в дом и приносит баян. Песня разливается на все село.Я, выхожу на улицу, на востоке зарево. Это восходит солнце. На траве росса, воздух чистый, поют петухи, пора ложиться спать. Мы решили лечь спать на сеновале. 0! Наконец-то я лежу, глаза сами закрылись. Но, не тут то было. Петро, как обычно уснуть не может. Вспомнил анекдот, да еще приду­мал пару смешных историй, не дает нам спать. На дороге мычат коровы, когда - же мы выспимся. Уснули все одновременно.

Воскресенье, 10.00 утра. Я, уже на улице. Александр, Николай и Петр еще спят. В шалаше слышен какой - то шум. Это гости, которые ночевали в доме хозяев свадьбы и соседи, завтракают и опохмеляются. Некоторые, уже хорошо подвыпившие, сидят в саду и играют в карты. Кое – кто, еще подходит с улицы и заходит прямо в шалаш. Обычно, в это время, все мужики, приглашенные на свадьбу, опохмеляются здесь. Официально, гости должны подходить, на другой день, после того, как заиграет музыка. Но, хозяева смотрят, если водки хватает, так дают возможность мужикам опохмелиться. Бывало, на других свадьбах, если водки мало, так просто, в шалаше ничего не ставили. Мужики покрутятся, покрутятся и уйдут к магазину, пить пиво. Но, это богатая свадьба и на таких свадьбах всего в достатке, что закуски, что водки. Хозяева к свадьбе готовятся годами. Бидоны на 40 литров или стеклянные бутыли, на 30 литров, закапывали в землю, в сарае или на огороде. Было рассказано немало историй о том, как молодежь, случайно увидевшие, момент захоронения бидона, ночью откапывали его и потом пили возле клуба, месяц.Я, попросил свата, помочь мне вынести колонки на улицу, Установил колонки, начал подключать аппаратуру. Так, как ревербера тор у нас был, на базе бобинного магнитофона, мы брали с собой Бобины с записями советских и зарубежных исполнителей. После того, как я включил магнитофон на полную мощность, с сеновала вышел Петро. В его кудрявых волосах полно сена. В этот момент, нас хозяйка пригласила позавтракать. Петро привел свои кудри в порядок, и мы зашли в шалаш завтракать. Нас долго упрашивали выпить хоть рюмку водки, соседи по столу попались такие настырные, что пришлось выпить по две. Мы с Петром еще сидим за столом, когда вошли Саша и Коля.

Свадьба в селе ГрузливецВремя 12.00. Гости, потихоньку собираются, на нашу музыку. Мы играем марш, нам «бросают» деньги. Сегодня гости щедрее. Почти все бросают по рублю, некоторые по три рубля. На их щедрость влияет много факторов: богатая свадьба, хозяева не жалеют ни водки, ни закуски, хорошая музыка, много танцующей молодежи. На таких свадьбах, за марши, мы зарабатывали половину общего заработка.

Время 13.00, сват дает команду, за стол. Закуска сегодня, не хуже вчерашней. Салаты свежеприготовленные, картошка свежая, мясные блюда, только из холодильника. На таких больших свадьбах, за продуктами серьезно следят, уж много на них потрачено денег. На второй день свадьбы, гостей приходит меньше, примерно 60%, тех, что были вчера. Но именно на второй день происходят самые невероятные действия.После первого захода за стол, маршалки ищут тележку, на которую можно будет усадить отца и мать невесты. Тележку красиво наряжают, подстилают подушки и усаживают на нее отца и мать. С тележкой выезжают на дорогу и на большой скорости, катят по дороге, заезжая в разные ямы, выезжая на горки. Если где то рядом есть речка или став, подъезжают к нему и грозя перевернуть родителей в него, требуют водку и закуску. За телегой идет целая процессия свадьбы. Кто-то из родных несет водку и закуску, чтобы дать выкуп за родителей. После родителей, на телегу усаживают крестную и крестного невесты. Также катят по дороге, и если крестная живет, где-то рядом, заезжают прямо к ней во двор и заходят в дом. Крестная также угощает свидетелей, сватов и тех, кто смог втиснуться в дом.Но и это еще не все! После всего этого, мать невесты, так называемая «теща», одевает на себя грязные, рваные чулки и старые калоши. Зять усаживает тещу в центре танцплощадки, снимает калоши, которые он должен перебросить через дом, берет таз с водой и начинает мыть ей ноги. Такое действие называют - «чоботы». После того, как зять помоет ноги, он одевает ей новые туфли или босоножки, купленные специально для этой цели заранее. Во время всего этого происходящего, во всех этих действиях, участвуют переодетые в цыган, соседи. Были случаи, когда мужчина, переодевался в цыганку, а женщина в цыгана и опознать их было невозможно. Также переодевались в невесту и жениха. Переодетые были настоящими артистами. «Невеста» - мужчина, так входил в роль, что мужчины, не зная этого, стеснялись, при виде оголенных частей тела или от заигрывания к ним. На второй день, свадьба становилась театром, под открытым небом, где артисты и зрители перемешиваясь, меняли ролиПосле всего этого, сваты стараются ускорить процесс переезда музыкантов, на свадьбу к жениху.

Время уже 16.00 - 16.30, а нас не отпускают, все те же переодетые цыгане. После множества выпитых рюмок, народ вошел в азарт и просто так взять и закончить играть невозможно. Но, вот мы даем команду - «За стол», и играем марш. Все гости спрятались в шалаше, а мы разбираем аппаратуру. Переехали мы к жениху быстро, потому, как он жил в соседнем селе. Описывать свадьбу у жениха, нет смысла. Там свадьбы обычно скучнее. Гостей и молодежи меньше, потому, что завтра нужно идти на работу. По времени, свадьба занимает у жениха, примерно часов пять - шесть. Так в советские времена происходили свадьбы. Я более нигде не видел таких богатых свадеб, как на Украине. В сегодняшние дни, свадеб намного меньше, но их все же стараются проводить также, как и в те времена.

Логин
Пароль
<